ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - 1. Индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации (см.). 2. Поведение социальной организации, выступающей во внешней среде целостным объединением людей, неделимым субъектом общественных связей и отношений. 3. Специальная управленческая теория, объектом изучения которой является организация как социальная система, предметом - закономерности формирования и воспроизводства индивидуальных и коллективных форм поведения сотрудников организации, а также различные типы поведения организаций как целостных систем, в результате взаимодействия которых возникают межорганизационные отношения (например, стратегические альянсы, совместные предприятия и т. д.). Данные определения предполагают рассмотрение феномена О.П. на трех уровнях: индивидуальное поведение сотрудника организации; коллективные формы поведения формальных и неформальных групп в рамках одной организации; стратегии поведения различных организаций в обществе.

О.П. как специальная социологическая теория преследует четыре основные цели - описание, осознание, прогнозирование и контроль (регулирование) явлений, составляющих предмет ее исследования. Первая цель - систематизированное описание различных форм О.П., вторая - состоит в объяснении причин и выявлении закономерностей возникновения тех или иных типов О.П., третья - предсказание тенденций развития О.П., четвертая (конечная) цель - выработка принципов управления О.П.

В истории развития социальной организации сложились четыре описательных стереотипа о человеке работающем: в начале 20 в. - "экономический человек" (в основе этого стереотипа лежит принцип экономической рациональности, денежного расчета; человек работает хорошо, когда ему хорошо платят, поэтому тот, кто платит вправе требовать полной отдачи); в середине 20 в. - "психологический человек" (успеха в управлении поведением других людей можно добиться, прежде всего владея методами психологического воздействия на них, как на интуитивном уровне, так и на уровне целенаправленно осваиваемых методик, начиная с Д. Карнеги); последняя треть 20 в. - "технологический человек" (возрождение тейлоровского и фордовского отношения к работнику на новой компьютерно-инжиниринговой основе); последняя четверть 20 в. - "этический человек" (люди в организации оценивают друг друга в русле своих представлений о морали и этике делового общения; несовпадение различных оценок может приводить к конфликтам ожиданий и реальностей, но в ходе совместной работы происходит "притирка" образов мышления сотрудников, в процессе которой постепенно складывается более или менее приемлемая для всех система норм организационного поведения).

>Названные социальные стереотипы выступают факторами поведения как управляющего, так и управляемого персонала организации. Они функционируют в мышлении сотрудников, определяя соответствующие типы организационного поведения в конкретных ситуациях.

О.В. Кобяк


Новые статьи:
Старые статьи: