Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П. Моторные П. возникают при поражении передних отделов головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название "элементарной" моторной П. (по классификации А. Р. Лурия), либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в построении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении отделов коры мозга и называется "системной" моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые составляют одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей). Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторных систем и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последствия соответствующих раздражителей. Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, возникают при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр., при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, и т. п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т. п., и отражают нарушение контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные "лобным" больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере.

Е. Д. Хомская


Новые статьи:
Старые статьи: