Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДЕТСТВА РАЗВИВАЮЩАЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Предметная среда детства развивающая — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Основными элементами предметной развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и компьютерные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса должно находиться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

П. с. д. р. имеет свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных летних лагерях, детских досуговых, в том числе видео- и компьютерных центрах микрорайона, города, села), а также в реабилитационных учебных заведениях для детей с дефектами физического, психического и социального развития. Система П. с. д. р. в образовательных учреждениях должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона. Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, школ, дворов, парков, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.

Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Проектирование П. с. д. р. детского учреждения требует учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая, природная среды должны быть безусловно комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. Необходимое требование также — обеспечение соотносимости составных элементов среды с макро- и микропространством деятельности детей. П. с. д. р. является не только объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения. Детский сад, школа, внешкольные учреждения, оборудованные и переустроенные в соответствии с концепцией П. с. д. р., приобретают статус культурных образовательных центров района, города, села, поднимающих в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности людей.

С.Л. Новоселова


Новые статьи:
Старые статьи: