Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПРЕЙЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПРЕЙЕР (Preyer) Вильгельм Тьерри (1841—1897) — немецкий биолог, физиолог, психолог. Основатель детской психологии. Последователь Ч. Дарвина. Учился в Боннском и Парижском ун-тах. Профессиональную деятельность в качестве преподавателя начал в Боннском ун-те (1865). Читал лекции в Йенском (1866—1888) и Берлинском (1888—1893) ун-тах. Был одним из ред. немецкого "

;Журнала психологии и физиологии органов чувств". Занимался широким кругом вопросов общей биологии, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психологии и психотерапии. Отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. Своей наиболее известной книгой "Душа ребенка" ("Die Seele des Kindes", 1882; в рус. пер. под ред. В. Динзе, 1912) положил начало систематическим исследованиям психологии ребенка первых лет жизни (от рождения до трех лет). Наблюдая за своим новорожденным сыном, П. ежедневно, трижды в день, фиксировал развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Исследования за развитием детей велись, конечно, задолго до появления книги П., но его достижением и приоритетом является, во-первых, исследование самого раннего периода детства, а во-вторых, введение в детскую психологию метода объективного наблюдения (по аналогии с объективными методами естественных наук) и метода монографического описания (дневниковый метод). Несмотря на ошибочные с точки зрения современной психологии, представления П. о психическом развитии как частном варианте биологического, его исследования имели большое значение как для понимания закономерностей физического и психического развития детей, так и для научного обоснования воспитательного педагогического процесса. Исследования П. ознаменовали в научной психологии переход от интроспективного метода исследования психики ребенка к объективному, что высоко было оценено российскими учеными — И.А.

Сикорским, П.Ф. Каптеревым, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым.

Получил дальнейшее развитие в России и монографический метод, когда в одном наблюдателе совмещались родитель и ученый (например, дневниковое фиксирование наблюдений А.Ф. Левоневским, 1914; Н.Н. Ладыгиной-Котс, 1935; Н.А. Менчинской, 1948; А.Н. Гвоздевым, 1949; В.С. Мухиной, 1969 и др.). В рус. пер. изданы монографии П.: "Пять чувств человека", М., 1873; "О причине сна", М., 1877; "Психологическая азбука", 1877; "Элементы общей физиологии", СПб., 1884.

Л.А. Карпенко


Новые статьи:
Старые статьи: