Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПРОХАЗКА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПРОХАЗКА (Prochazka) Йиржи Георг (1749—1820) — чешский физиолог, анатом, офтальмолог. Создатель учения о рефлекторной природе поведения. Предшественник Я. Пуркине. В 1776 г. окончил медицинский фак-т Венского ун-та. Профессор Венского (1778—1780 и 1791—1818) и Пражского (1790—1791) ун-тов. Основатель научного медицинского общества в Праге (1784). Поч. чл. многих европейских обществ, в том числе Петербургской медико-хирургической академии.

Изучал принципы деятельности НС. Отвергая витализм, развил новаторскую концепцию об обусловленности психических функций человека работой ЦНС, которая стала основой нейрофизиологии.

В своей первой работе "Трактат о функциях нервной системы" (1794) обосновал эмпирически достоверное представление о рефлексе, как переходе (отражении) чувственных впечатлений от высших нервных центров к мышцам. Не ограничиваясь характеристикой рефлекса как закономерного нервномышечного акта, представил эту закономерность не как чисто физическую, а как психобиологическую. Материальным основанием рефлекса служит нервная сила (отнесенная П. к категории электрических явлений), при этом выполняемая им функция является психофизиологической.

Эта функция заключается в том, чтобы, используя ощущения и движения, избегать вредных воздействий, стремясь искать и использовать полезные для выживания. В противовес идеалистическим воззрениям на душу, П. доказывал, что душевными функциями следует считать способности, необходимые для самосохранения живых существ и их потомства, способности, реализуемые головным мозгом. Это положение было детально обосновано в завершающем труде П. "Физиология или учение о природе человека" (1820), в котором давалось принципиально новое понимание физиологии: в предмет этой науки включалось естественно-научное объяснение не только физиологических, но и психических факторов жизнедеятельности. При этом отвергалось представление о субстанциональности сознания и все его явления переводились в план объективного, естественно-научного анализа, осью которого служила категория рефлекса.

В указанном труде П., в отличие от своих предшественников, считавших рефлекторный акт принципом работы низших отделов нервной системы, утверждал, что весь организм, стало быть и головной мозг, служит субстратом отражения внешних впечатлений к двигательному аппарату, реализующему взаимодействие организма (в том числе — человеческого) со средой. Ощущения же и развивающиеся из них более сложные психические явления служат "компасом жизни" (термин П.), т. е. ориентируют организм во внешнем окружении, обеспечивая адаптацию к ней. Открытую Декартом рефлекторную структуру поведения П. обогатил рядом новых идей, предвосхитивших последующие открытия психофизиологов. К ним относятся: понятие о биологическом предназначении этой структуры (биология, а не механика), о зависимости ее усложнения от изменения характера взаимоотношений живых существ со средой (генетический подход, а не статический), о пригодности рефлекторного принципа для анализа всех уровней психической деятельности, а не только элементарных (монизм, а не дуализм), о детерминирующем влиянии чувствования (утверждение активного участия психики в саморегуляции поведения). В первой половине XIX века учебник П. служил главным пособием по физиологии в русских медицинских школах, способствуя тем самым упрочению естественнонаучного объяснения психики в кругу русских врачей и натуралистов. Основные труды П. в рус. пер.: "Физиология или наука о естестве человеческом", СПб., 1822; "Трактат о функциях нервной системы", Л., 1957.

А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский


Новые статьи:
Старые статьи: