Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Не пора ли лечить бедных

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Не пора ли лечить бедных?

Недавно многие сайты запестрели кричащими заголовками: «Лекарство от бедности», «Ученые предлагают искоренять нищету медикаментозно», «Бедность не порок, а болезнь». Поводом к этому послужили интересные выводы американского профессора Марты Фарах, директора Центра когнитивной нейрофизиологии при Университете Пенсильвании, изучавшей взаимосвязь бедности и интеллектуальных способностей детей.

У бедных детей, как правило, хуже идут дела в школе. Дети из богатых семей с учебой справляются лучше. В этом нет великого открытия (единичные случаи, когда дети из бедных семей – такие, как Ломоносов! – развивают свой интеллект до гениальности, являются исключением из правила). Однако одна гипотеза о том, почему бедность так часто идет рука об руку с низкими интеллектуальными достижениями, может оказаться взрывной. Марта Фарах выдвинула предположение, что детство, полное лишений, влияет на физическое развитие мозга и дает его обладателю ущербный интеллектуальный потенциал, не позволяя и в дальнейшем вырваться из бедности! По этой причине, говорит профессор Фарах, бедность заслуживает, чтобы ее рассматривали как заболевание, с последствиями которого помогут бороться препараты, меняющие поведение.

Соответственно, если бедность разрушает мозг, вполне логично звучит утверждение, что в целом бедняки принимают «худшие» решения, чем богатые люди. А если это так, несут ли они такую же ответственность за свои действия? Справедливо ли, скажем, винить курильщиков, страдающих раком, или людей, страдающих ожирением, в их состоянии? В обеих категориях непропорционально представлены бедняки.

Фарах провела несколько экспериментов для проверки когнитивных функций – языка, памяти и визуальной обработки информации – у детей с низким и средним социально-экономическим статусом. Она заинтересовалась связью между социально-экономическим статусом и когнитивными успехами детей, когда начала приглашать беббиситтеров (нянек), которые были беднее, чем она сама, и хуже образованны. «Их дочери и сыновья, племянницы и племянники начинали жизнь явно с таким же потенциалом, как моя дочь и ее друзья, – пишет Фарах в своей книге «Нейроэтика». – Но шли годы, и я видела, что их пути расходятся».

Когда дети на стороне Фарах учились читать газетные заголовки, дети на другой стороне демонстрировали «печальную осведомленность» о более жестоких предметах – о тюрьме, о стрельбе, о насилии. «Мне показалось, что у детей в слоях с низким и средним социально-экономическим статусом совсем иное представление о мире», – отметила Фарах. Она обнаружила, что «самыми четкими нейрокогнитивными корреляциями с социально-экономическим статусом» были язык, память и когнитивный контроль (задачи со сложным планированием). Иными словами, дети с низким социально-экономическим статусом стабильно показывали худшие результаты по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом в тестах на память, язык и планирование. Нетрудно увидеть, как это приводит к менее лучезарному будущему.

Конечно, может быть, не бедность разрушает мозг, а заранее – на генетическом уровне! – разрушенный мозг не дает вырваться из бедности. Наблюдения за детьми с низким социально-экономическим статусом показывают, что IQ – не идеальный, но полезный способ оценки интеллектуальных возможностей – как минимум в той же степени, если не больше, зависит от обстановки, что и от генетики (как говорят российские педагоги, всё – от наследственности, всё – от воспитания!). Интересно, что другое исследование показывает: даже короткий период бедности может негативно отразиться на когнитивном развитии ребенка. Младшие дети в семье страдают больше, и это наводит на мысль, что бедность действительно оказывает влияние на раннее умственное развитие.

Позже все прочие проблемы, связанные с неимущей жизнью: недостаток железа, плохое питание, действие свинца (в шелушащейся краске), матери, которые употребляют наркотики, курят и пьют во время беременности, – снижают школьные успехи, точно так же, как отсутствие игрушек и книг. Это подтверждает мысль, что бедная (в любом смысле!) атмосфера притупляет ум.

А люди с хорошим финансовым здоровьем обладают лучшим физическим здоровьем (и живут дольше), чем те, кто ниже в социальной иерархии. В таком случае бедность причиняет детям вполне конкретный вред, изменяя их мозг. Профессор Фарах приходит к выводу, что «нейрофизиология может превратить детскую бедность из проблемы экономических возможностей в биоэтическую проблему»…

Ну что, начнем лечить бедных?

Всего Вам доброго!

Автор - Валерий Сидоров

Источник


Новые статьи:
Старые статьи: