Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Пеколс

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Пеколс Пеколс, Пикулюс (Pecols, Pocols, Pocclus, Poccolus, Picullus, Pykullas), в прусской форма — *Pikulas; ср. древнепрус. pikūls, «чёрт»; латыш, pikuls, pīkals, литов. píktas, «злой, плохой»; peĩkti, «порицать, хулить»; pỹkti, «сердиться, гневаться»; paikti, «глупеть, дуреть»; paikas, «глупый», и т. п., а также праслав. *рькъlъ, «чёрт» (см. также Пекло), и др.

На образ П. повлияли христианские представления о чёрте и аде-пекле. В списках прусских богов XVI—XVII вв. вслед за П. выступает Поколс (Pocols, Pocclus, Poccolus) — божество, наименование которого возникло путём взаимодействия имён *Pikul(a)s — П. и *Potols — Патолс (см. в статье Патолс).

Вторичное божество Поколс продолжает функции П.: в «Constitutiones Synodales» (1530) Поколс и П. сопоставляются с римскими фуриями и Плутоном. Согласно «Судавской книжечке» (1563), П. — бог преисподней и тьмы, Поколс (Поклус) — летучие духи и черти или их божество.

Для Поколса характерна тенденция к обозначению целого класса злых духов: у Бреткунаса (конец XVI в.) — Pecolli, Pekelle, Pikoliuni, у М. Преториуса (XVII в.) — кобольды и т. п. В списках богов П. и Поколс следуют за Перкунсом (Перкунасом) и, по-видимому, замещают Патолса, занимающего ту же позицию в других списках, что позволяет предположить изначальное единство Патолса и Пеколса—Поколса как божества подземного мира, повелителя мёртвых.

По-видимому, в восточнобалтийской мифологии, помимо главных божеств преисподней — Велса, Велняса, — известен был персонаж, аналогичный П.: ср. обозначение злой души, чёрта в источнике 1573 — pikùlas, упоминание Преториусом П. как бога гнева и несчастья, вызывающего страх у людей (ему подвластен дух Дребкулис, производящий землетрясения), а также упоминания бога гнева в источниках XVIII в. — Pikuls у Бродовского, Pikullus у Руига, современные местные литовские названия чёрта — pikčius, pikčiukos. Появление горного божества Pihkols, Pihkals в сочинениях по латышской мифологии Я. Ланге и Г. Ф. Стендера (XVIII в.) объясняется смешением старого названия чёрта, злого духа, с латышским pie-kalne, «предгорье».

Литература :
Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972;
Krappe A. H., Pikuls.

Ein Beitrag zur baltischen Mythologie, «Indogermanische Forschungen», 1937, Bd 50;
Pisani V., Zu bait. Pikuls, там же;
Büga K., Dievai Pikulas ir Patulas, в его книге: Rinktiniai Raštai, t. 2, Vilnius, 1959.