Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Полиник

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Полиник

Полиник (Πολυνείχης), в греческой мифологии сын фиванского царя Эдипа и Иокасты, брат Этеокла и Антигоны. По наиболее древней версии мифа, содержавшейся в эпической поэме «Фиваида», после саморазоблачения Эдипа сыновья потеряли к нему уважение, и однажды П. подал отцу вино в золотом кубке Лая, напомнившем Эдипу о совершённом им преступлении.

В другой раз братья послали Эдипу не подобающую ему долю мяса (Schol. Soph. О. С. 1375). Еврипид добавляет к этому, что сыновья заточили Эдипа в глубине дворца, чтобы заглушить в людях воспоминание о своём позорном рождении (Eur.

Phoen. 63—66). Разгневанный Эдип дважды проклял сыновей, завещав им делить наследство с мечом в руках, пока они не убьют друг друга (Aeschyl. Sept. 785—790; Eur.

Phoen. 66—68, 874—877; Soph. О. С. 789 след.). Поэтому П. условился с Этеоклом, что они будут царствовать в Фивах поочерёдно. Однако Этеокл, выступающий чаще как старший из двух, не уступил трона П., а изгнал его из Фив.

По другой версии, П. был старшим и во время своего правления изгнал из Фив Эдипа (Soph. О. С. 1352—1359) или, во всяком случае, не мешал его изгнанию; затем сам П. был изгнан Этеоклом.

В результате П. нашёл прибежище в Аргосе у Адраста, богатыми подарками привлёк на свою сторону его дочь, женился на ней (по другой версии, Адраст сам выдал дочь замуж за П.) и убедил тестя организовать поход против Фив, чтобы вернуть утраченную царскую власть (Eur. Phoen.

69—80, 473—493; Apollod. III 6, 1—3; Hyg. Fab. 67) (см. Семеро против Фив). Как инициатор захватнической войны против родного города П. изображён Эсхилом (Sept.

580—586, 658—671) и Софоклом (О. С. 1370—1392), и само его имя толкуется как «ищущий брани» (πολύ, «много», νετχος;, «вражда», «брань»).

Только Еврипид в «Финикиянках» с известным сочувствием рисует П. как жертву несправедливости, вынудившей его к применению силы. В единоборстве у стен осаждённых Фив погибают оба брата (Aeschyl. Sept.

792—802; Eur. Phoen. 1339—1424), но фиванцам под страхом смертной казни запрещается предавать тело П. земле.

Приказ царя Креонта решается нарушить Антигона, поплатившаяся за это собственной жизнью.