Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РИБО

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РИБО (Ribot) Теодюль Арман (1839—1916) — французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции "природного эксперимента" (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором первой французской психологической лаборатории (1889).

Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение (1876). Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). После окончания Нормальной школы в Париже (Ecole Normale Supérieure) и получения степени по философии (agrégé de philosophie) преподавал в лицее. Много читал и переводил английских и немецких философов, в особенности Г.

Спенсера. В 1870 г. опубликовал работу "Современная английская психология" ("La psychologie anglaise contemporaine; рус. пер. в 1881), в которой с позиций английского ассоцианизма критиковал господствующую в то время во Франции спиритуалистическую психологию, в особенности так наз. эклектическую школу В. Кузена. В этой книге и последующей работе "Современная германская психология" (1879; рус. пер. в 1895) сформулировал проект психологии как эмпирической науки, использующей данные психической патологии для изучения нормы. Идея "естественного эксперимента", или "эксперимента, поставленного природой", была вдохновлена работами К. Бернара.

Она стала специфичной для французской психологии конца XIX — начала XX в.

Клинический метод в своей теоретической работе использовали такие психологи, как П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон, Д. Лагаш и др.

Душевная болезнь или гипноз рассматривались как эксперимент более валидный, надежный и репрезентативный (в особенности для исследования высших психических функций), чем зарождавшийся в те годы в Германии психофизический эксперимент (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц, В. Вундт), который, как считали сторонники клинической парадигмы, давал возможность изучать только низшие процессы ощущения и памяти. Последователь Г. Спенсера, Р. был вдохновлен идеей эволюции (которую он смешивал с идеями развития и прогресса) и считал, что психология не может дольше оставаться наукой о взрослом, белом, образованном человеке. Вслед за Э.

Ренаном предлагал в качестве объекта новой психологии триаду "душевнобольной, дикарь, ребенок". Как и И. Тэн (у которого, в отличие от Р., не было ссылок на эволюцию), считал, что "болезненные нарушения работы организма, аномалии, психологические монстры" тем ценнее для изучения нормы, чем более редкими они являются. В 1872 г. Рибо оставил преподавание на 13 лет и посвятил все время литературной работе. В этот период были написаны книги, посвященные болезни памяти, болезни воли, болезни личности, в которых Р. стремился реализовать свою программу, привлекая собранный психиатрами обширный материал по психологической патологии. По аналогии с исследованиями английского хирурга Дж.Х. Джексона, который показал, что функции тех анатомических структур, которые в эволюции сформировались позднее других, при поражении страдают первыми, Р. сформулировал свой "закон" нарушения памяти.

Согласно ему забывание идет от более поздних к более ранним воспоминаниям (как при старческой амнезии). В 1876 г. Р. основал журнал "Философское обозрение" ("Revue philosophique"), ставший органом сторонников эмпирической парадигмы. В 1888 г. специально для него в самом престижном высшем учебном заведении Франции, Коллеж де Франс (Collège de France), была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую Р. занимал до 1902 г. (и которую после него унаследовал П. Жане).

Ученик Р.Ж. Дюма адресовал ему латинское изречение: "Мы все вышли из тебя", подчеркивая роль Р. в институционализации французской психологии. В рус. пер. опубликованы книги Р.: "Наследственность душевных свойств", СПб., 1884; "Болезни личности", СПб., 1895; "Психология внимания", СПб., 1897; "Эволюция общих идей", М., 1898; "Характер", СПб., 1899; "Философия Шопенгауэра", СПб., 1899; "Аффективная память", СПб., 1899; "Опыт исследования творческого воображения", СПб., 1901; "Психология чувств", СПб., 1898; "Логика чувств", СПб., 1905; "О страстях", Одесса, 1912; "Память в ее нормальном и болезненном состояниях", СПб., 1912; "Воля в ее нормальном и болезненном состояниях", СПб., 1916.

И.Е. Сироткина