Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РОТТЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РОТТЕР (Rotter) Джулиан Б. (р. 1916) — американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Образование получил в Бруклинском колледже (бакалавр по химии, 1937), ун-те Айовы (магистр, 1938), и Индианском ун-те (д-р философии, 1941). Во время Второй мировой войны служил в качестве военного психолога. После войны присоединился к Джорджу Келли в ун-те Огайо (1945—1963), после чего был приглашен на должность профессора в Коннектикутский ун-т. В 1968 г. получил награду подразделения клинической и патологической психологии

APA: "За выдающийся вклад в науку и профессионализм в клинической психологии". В 1969 г. Р. — президент отделения личностной и социальной психологии АРА, в 1970 г. — президент отделения клинической психологии АРА. С 1974 по 1977 г. состоял в совете АРА. В 1976—1977 гг. Президент Управления по охране окружающей среды. Был редактором-консультантом: Journal of Applied Psychology, Journal of Abnormal and Social Psychology, Psychological Bulletin. Р. наиболее известен как теоретик социального научения.

Полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Ввел понятие "ожидание", т. е. уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. В этой связи Р. выделил два типа людей: среди первых те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления — это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля (интерналы); среди других те, кто считает, что подкрепления — дело случая или судьбы — это люди с экстернальным (внешним) локусом контроля (экстерналы). Р. разработал "Шкалу интернальности-экстернальности" (1966) для измерения этих индивидуальных различий. Экспериментально ему удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму.

Наиболее оптимальным является внутренне-внешний локус контроля, такие люди обладают относительной стабильностью; было опровергнуто мнение, что интерналы обладают меньшей адаптивностью, это оказалось не так. Р. разработал также ряд личностных опросников: "Градация устремленности", "Бланки незаконченных предложений", "Шкала межличностного доверия". Основные труды: "Social learning and clinical psychology", 1954; "Clinical psychology", 1964; "Personality", 1975; "The development and applications of social learning theory: selected papers", 1982.

С.В.

Ильина, Л.А. Карпенко