Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РУБИНШТЕЙН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич (1878—1953) — российский психолог и педагог, д-р педагогических наук, профессор (с 1918). Закончил философское отделение Фрайбургского ун-та (Германия, 1905). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в ун-те Шанявского (с 1908), на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909). После сдачи магистерского экзамена при Московском ун-те работал там приват-доцентом (1912), а с 1918 г. — профессором.

Был организатором и первым ректором Восточно-Сибирского унта в Иркутске (1918—1920). С 1923 по 1941 г. преподавал в вузах Москвы. В 1941—1943 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии в Красноярском педагогическом ин-те. В 1943—1951 гг. — профессор кафедры психологии в МГПИ имени В.И. Ленина. Профессиональная научная деятельность Р. была связана с теоретическими проблемами воспитания и обучения, проблемами возрастного развития, особенностями формирования отдельных сторон развивающейся личности. В решении теоретических проблем воспитания Р. опирался на исторический опыт развития педагогических идей. Главной целью воспитания считал формирование цельной, гармонически развитой личности.

Развитие личности связывал с процессом развития человеческой культуры, подчеркивал необходимость воспитания "творца культуры". Возрастное развитие рассматривалось им как единый процесс, все звенья которого закономерно связаны. Исходя из этого обосновывал необходимость создания единой цельной системы образования, охватывающей все возрастные группы, начиная с дошкольного возраста.

Целесообразным завершением ее должна быть просветительная работа среди взрослых. Важное значение Р. придавал дошкольному периоду детства, анализировал проблемы дошкольного воспитания.

Большой материал собран и обобщен им по психологии юношеского возраста, показаны типические черты этого возрастного периода, выделены и сформулированы соответствующие принципы педагогического воздействия. Р. исследовал процессы формирования отдельных сторон и качеств личности в различные возрастные периоды: процессы нравственного и эстетического развития, полового воспитания, трудового обучения, формирования социально-правовых представлений, развития читательских интересов и др. Основные труды Р.: "Идея личности как основа мировоззрения. Критико-философский очерк", М., 1909; "Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой", М., 1913, 1920; "История педагогических идей в ее основных чертах", М., 1916, Иркутск, 1922; "Эстетическое воспитание детей", М., 1924; "Социально-правовые представления и самоуправление у детей", М., 1925; "Психология, педагогика и гигиена юности" / совм. с В.Е. Игнатьевым, 1925; "Половое воспитание с точки зрения интересов культуры", М. — Л., 1926; "Юность. По дневниковым и автобиографическим записям", М., 1928; "Воспитание читательских интересов у школьников", М., 1950.

А.А. Никольская