Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СИМВОЛ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Символ [греч. symbolon — условный знак] — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, более многозначен, содержателен. С. — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии. В общей психологии категория С. подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация С. как бессознательных, имеющих по преимуществу сексуальное происхождение образов, обусловливающих структуру и функционирование психических процессов человека. Психоаналитиками была предложена интерпретация ряда С. (огонь, полет, возвышение и т. д.), встречающихся в сновидениях. Впоследствии в психоанализе центр тяжести был перенесен на анализ и интерпретацию С. социального и исторического происхождения. Так, в глубинной психологии К.Г.

Юнга было выделено "коллективное бессознательное" (отражение опыта предыдущих поколений), воплощенное в архетипах — общечеловеческих первообразах. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике — мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена интерпретация ряда С., служащих воплощениями архетипов (мать-земля, герой, мудрый старец и др.). Трактовка С. в психоанализе имеет мифотворческий характер. Большой цикл наблюдений и экспериментальных исследований относительно значения С. для психической жизни человека проделан этнопсихологами, этнографами, культурологами, специалистами по психологии искусства.

Л.А. Радзиховский