СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА — философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. "прообразом", идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. Эйдос). Аристотель трактовал "материю" (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. — как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной "донемецкой" философской классики фактически варьируется аристотелевская парадигма соотношения С. и Ф., задавая различные варианты интерпретации этого соотношения, разрабатываемые в рамках схоластики, натурфилософии Ренессанса и философии природы Нового времени. В рамках классической немецкой философии Ф., как правило, трактовалась как начало, привносимое в материальный мир ментальным усилием. У Канта проблема Ф. и С. артикулируется как проблема соотношения Ф. и С. мышления. Гегель отмечал двойственный статус Ф.: нерефлектированная в самое себя, она — внешнее, безразличное для С. существование; рефлектированная же в самое себя она и есть С. Структурализм Леви-Стросса переориентировал традиционную философию на изучение "структур", а не Ф., поскольку оппозиция "С. — Ф." необходимо основывается на безразличности Ф. к содержанию исследуемых предметов.
А.А. Грицанов
- СОКОЛОВА
- СОЗРЕВАНИЯ ТЕОРИИ
- СОЗРЕВАНИЕ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
- СОЗНАТЕЛЬНОЕ
- СОЗНАНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
- СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
- СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ
- СОЗНАНИЕ
- СОЗДАНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА
- СОЗАВИСИМОСТЬ
- СОГЛАСИЕ ГРУППОВОЕ
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ
- СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППОВАЯ
- СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
- СОВЕСТЬ
- СОБСТВЕННОСТИ ИНСТИТУТЫ
- СОБОРНОСТЬ
- СОБЛАЗН