Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ - (1) специальная социологическая теория (см.), изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования С.Г. являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности (см.). Предметом исследования С.Г. является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации (см.) по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, С.Г. является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин.

(2)

Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм.

Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.

В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).

Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли (см.), социальные стереотипы поведения (см.), социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.

>Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид (см.), Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др.

В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.

Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества.

Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.

К основополагающим понятиям С.Г. относятся: гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. На базе понятий патриархат и капитализм строятся теория двух систем и теория однородности.

Эти теории были созданы в полемике друг против друга представителями разных направлений С.Г. С точки зрения первой, утверждается, что любое общество построено вокруг двух систем эксплуатации, структурно независимых друг от друга: патриархата, позволяющего эксплуатировать женщин, и капитализма, позволяющего эксплуатировать рабочую силу. Система полов и экономическая система существуют вместе, их разделяют только в целях анализа. Так, якобы развитие семейной оплаты труда в конце 19 в. служило интересам не только работодателей, но и мужчин-рабочих, равно заинтересованных в том, чтобы держать женщин в экономической зависимости от дохода мужа и заставить их заниматься домохозяйством, воспроизводством и воспитанием новой рабочей силы.

Патриархат здесь предстает системой, являющейся частью семейной структуры, а капитализм - как нечто за пределами семейной сферы. Напротив, с точки зрения сторонников теории однородности, капитализм сам является тесно связанной с полом системой (т.е. что капитализм не нейтрален в отношении пола, что ядро капитализма - именно эксплуатация женщин). Поскольку патриархат и капитализм проявляются в одной и той же социально-экономической структуре, логично говорить об одной системе, материальной базой которой выступает не разделение на классы, а разделение труда по признаку пола. Большинство авторов обеих теорий признает половое разделение труда причиной эксплуатации женщин.

>В настоящее время проблематика, разрабатываемая в С.Г., включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей).

В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования социального положения женщин, выполненные на стыке социологии с другими дисциплинами.

Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам социальной жизни. С.Г. действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня социология, как отмечает Э. Гидденс (см.), нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса.

Выбор методов исследования - также важная проблема современной С.Г. Наряду с оправдавшими себя на Западе относительно новыми качественными методами (например, метод устной истории Д.

Берто) в отечественной С.Г. широко применяются и традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается социальная статистика.

Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее социально-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной С.Г., не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.

Л.Г. Титаренко


Новые статьи:
Старые статьи: