Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ШАКУРОВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович (р. 1930) — российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). С 1997 г. — председатель Поволжского регионального отделения РАО.

Окончив географический фак-т Казанского государственного ун-та (1953), работал директором школы (1953—1963). С 1963 по 1965 г. учился в аспирантуре НИИ психологии Министерства просвещения УССР (Киев). С 1965 по 1976 г. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством Г.С. Костюка канд. дис. по педагогике: "Вопросы национального развития ребенка". В 1969 г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом ("Директор школы и педагогический коллектив.

Социально-психологический аспект", Киев, 1975). В 1976 г. был приглашен в Казань, где участвовал в организации НИИ профессионально-технической педагогики и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом (1976—1984). В 1978 г. защитил докт. дис. "Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом", опубликовав результаты в монографиях: "Директор и микроклимат учительского коллектива", М., 1979; "Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом", М., 1982. Разработанная Ш. социально-психологическая концепция руководства педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в педагогических вузах. В 1984 вернулся в Киев, где до 1986 работал в Институте философии АН УССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в условиях бригадной организации труда ("Творческий рост педагога", М., 1985). В 1986 вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности ("Психология перестройки", Казань, 1988; "Перестройка управления: психологический аспект", Киев, 1988). В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения ("Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних специальных учебных заведениях", Казань, 1996 / в соавт. /; "Ценностные ориентации студентов", Казань, 1998, в соавт.

Л.А. Карпенко