Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ТОРНДАЙК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ТОРНДАЙК (Thorndike) Эдуард Ли (1874—1949) — американский психолог и педагог, специалист в области психологии образования, экспериментальной психологии, методов оценки и измерения. Создатель парадигмы обучения методом проб и ошибок. Чл.

Национальной академии наук (1917), президент Американской ассоциации развития науки (1934). Поч. д-р наук Уэслианского, Колумбийского, Чикагского, Гарвардского и ряда др. ун-тов. Первоначальное образование получил в Уэслианском ун-те (бакалавр, 1895), где психология преподавалась по учебнику Дж. Салли, известного своим эмпирическим и эволюционистским подходом в психологии. Впоследствии Т. также отстаивал генетический подход, который предполагал изучение сознания с точки зрения эволюции, подчеркивал значение индивидуальных различий и разрабатывал концепцию "научения". Ознакомившись с "Принципами психологии" У. Джемса (1812), Т. поступил в

Гарвардский ун-т (бакалавр, 1896), где прослушал курс психологии самого У. Джемса. Т. к. в Гарварде не было возможности для экспериментальной работы, Т. перешел в Колумбийский ун-т, где начал свои исследования методом проб и ошибок под руководством Джеймса М. Кеттелла.

Как термин "пробы и ошибки" были введены Ллойдом Морганом для определения способа решения задач "умными, но не рационально мыслящими животными". Используя подход Моргана, Т. сконструировал "проблемный ящик" для исследования животных в лабораторных условиях. Выполненные эксперименты легли в основание его докт. дис. и написанной на ее основе книги "Ум животных" (1898), явившейся важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения.

Помещая в "проблемные" ящики" (представлявшие собой экспериментальные устройства различной степени сложности) подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Т. основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха".

Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировав ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности" и др.), носящих, по его мнению, универсальный характер. "Закон упражнения" отражает тот факт, что чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее; "закон эффекта" показывает, что прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения; "закон готовности" фиксирует тот факт, что скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний его нервной системы.

В 1930-х гг. Т. отказался от "закона готовности". В конечном итоге он выдвинул идею, что научение происходит через установление связи между стимулом и реакцией, а поскольку у животного не может быть представления о следствии, у него просто "закрепляется связь". Таков был взгляд Т. на метод проб и ошибок и закон эффекта.

И хотя он продолжал ссылаться на связи между чувственным ощущением и движением, это был кардинальный шаг в сторону от моргановских целенаправленных проб, сопровождающихся периодическим успехом, к более поздней механистической концепции случайных проб и ошибок. В течение XX века результаты экспериментов Т. с "кошками в проблемном ящике" являлись величайшим открытием в области психологии, победой управляемого эксперимента над неправдоподобными доказательствами, и понятие "проб и ошибок прочно вошло в научный язык.

Сами эксперименты грешили многими недостатками, которые были подвергнуты всесторонней критике. Коннекционизм (связывание) и закон эффекта, которые использовались для объяснения результатов, были почерпнуты у Г. Спенсера и очень походили на теорию естественного отбора Ч.

Дарвина. Это сходство было отмечено Джеймсом М. Болдуином (а потом и другими): точно так же, как Дарвин лишил цели эволюцию, Т. нашел способ лишить цели научение, превратив его в чисто механический процесс. И хотя он создал условия, при которых сходство с разумным поведением было крайне незначительно, он хорошо отдавал себе отчет в существовании биологических границ в области способности к научению у различных видов и в том, что формирование связей различается у разных видов. С механистически-биологизаторских позиций Т. разрабатывал впоследствии проблемы поведенческой психологии. Написал учебник по психологии образования.

Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов), внес существенный вклад в область измерения интеллекта и способов отбора персонала. Т. не пытался приспособить свою теорию к бихевиоризму. Когда в 1932 г. были опубликованы "Fundamentals of learning", рецензировавший ее К. Халл с удивлением отмечал, что все в этой книге противоречило принципам И.П.

Павлова, которые в то время преобладали в теориях научения. Впоследствии Т. внес ряд корректив в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков.

Основные труды Т.: "Animal intelligence", N.Y., 1911; "Educational psychology", v. 1—2. Teachers College, 1913; "The psychology of wants, interest and attitudes", 1935; "Human nature and the social order", N.Y., 1940; " Psychology and the science of education: selected frighting of Edward L.

Thorndike". Teachers College, (ed. G. Joncich), 1962. В рус. пер.: "Принципы обучения, основанные на психологии", М., 1929; "Психология обучения взрослых", М. — Л., 1931; "Психология арифметики", М. — Л., 1932; "Вопросы преподавания алгебры", М., 1934; "Процесс учения у человека", М., 1935; "Бихевиоризм", М., 1998.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский