Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Вритра

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вритра Вритра (др.-инд. Vrtrá, буквально «затор», «преграда»), в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек; олицетворение косного, хаотического принципа.

В. — самый известный из демонов («перворождённый», РВ I 32, 3, 4); Индра рождён и вырос именно для того, чтобы убить В. (VIII 78, 5; X 55; наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, «убийца В.»). В. змееобразен: без рук и ног, бесплечий, издаёт шипение; упоминаются его голова, челюсти, затылок, поражённые ваджрой; он — дикий, хитрый зверь, растёт во тьме, «не-человек» и «не-бог» (II 11, 10; III 32, 6; VI 17, 8).

В его распоряжении гром, молния, град, туман. В. скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать — Дану. Вместе с тем В. покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой.

Иногда упоминается 99 вритр, детей В. Поединок с В. описывается в ряде текстов, наиболее авторитетна версия «Ригведы» (I 32): в пьяном задоре В. вызывает на бой Индру; ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра сокрушает В.; «холощёный, хотевший стать быком, В. лежал, разбросанный по разным местам»; через его члены текут воды, омывая его тайное место; В. погружается в мрак; воды (жёны Дасы), стоявшие скованными, теперь приходят в движение.

Победа над В. приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от потенциальных благ к актуальным, к процветанию и плодородию.

Литература :
Benveniste É., Renou L., Vrtra et Vŗθragna, P., 1934;
Keith A. B., Indra et Vrtra, в кн.: Indian culture, v. 1, 1935;
Buschardt L., Vrtra. Det rituelle Daemondrab i den Vediske Somakult, Kbh., 1945;
Dandekar R. N., Vrtrahā Indra, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1951, 31;
Ruben W., Indra’s Fight against Vrtra in the Mahābhārata, в кн.: Belvalkar Felicitation Volume, Banaras, 1957;
Brown W. N., Theories of creation in the Rig-Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1965, v. 85, c. 23—24 и др.