Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЗЕНЬКОВСКИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881—1962) — российский философ, психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К.

Челпанова, дружеские отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором Киевского фребелевского ин-та дошкольного воспитания. С 1912 г. приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. — министр культуры и вероисповедания в правительстве Скоропадского. Эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. С 1927 г. — в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом

Свято-Сергиевской духовной академии, руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927—1958), редактировал "Бюллетень религиозно-педагогического кабинета". Организатор и участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял сан священника, продолжая научную деятельность в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях З. органично соединились русская и западноевропейская культуры, философские и психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался идеями В.С. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством Г.К.

Челпанова исследование "Современное состояние психофизиологической проблемы", в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций против бихевиоризма.

В своих работах ("О сравнительной психологии, 1897; "Курс общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей. Исследовал вопросы психологии детства ("Психология детства", 1924) в контексте своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое состояние детей.

В основу своей периодизации детства положил идею "иерархической конституции" — структуры человеческой личности, в которой выделял три части: тело — душа — дух. Каждая из частей личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как подчеркивал З., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет и от 16 до 18 лет).

При этом главную задачу развития личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны помочь взрослые. З. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека. Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа), так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание З. роли религии в развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни.

Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. З. занимался также вопросами истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная им в "Истории русской философии" (1991), была впоследствии методологически использована в историко-педагогических работах. Он одним из первых дал очерк истории русской педагогики XX века, соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период.

О.Е. Осовский