Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Протей

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Протей

Протей (Πρωτεύς, Πρατεύς), в греческой мифологии морское божество. Как сын Посейдона (Apollod.

II 5, 9) П. наделён всеми традиционными чертами морских богов (ср. Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием; он — пастух тюленьих стад (Verg. Georg. IV 387; Ovid.

Amor. II 15, 10). Как сын Египта (Apollod. II 1, 5) и супруг Псаматы (Eur. Hel.

6) П. царствует в Мемфисе; Геродот (II 112; 116—118) считает имя П. титулом «парути» («фараон»). П. скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик.

У П. в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только её призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену; Lycophr. 112; Eur. Hel. 1—20; Herodot.

II 112—121). После падения Трои П. рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска; Менелай добился этого с помощью дочери (или жены) П. — Эйдотеи (Hom. Od.

IV 387; или Эйдо, Aeschyl. frg. 212), предупредившей, что, хотя П. и будет превращаться в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезьяну), потом в огонь, воду и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собственном облике — сонливого старичка (Philostr.

Imag. II 17, 10). Эпизод «Одиссеи» (IV 351—424) уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики (Schol. Hom.

Od. IV 384) видели в П. аллегорию материи (ср. «П., или Материя» Ф. Бэкона), оформляемой Эйдотеей (букв. «богиня формы»).