Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ. ПРИЧИНЫ

E-mail Печать PDF

Школьные трудности. Причины — факторы, определяющие нарушение процесса адаптации и появление школьных проблем:

— экзогенные (социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, внешнесредовые, в том числе экологические; педагогические или школьные факторы риска — ШФР). См. Школьные факторы риска;

— эндогенные (генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональной организации мозга и сформированности высших психических функций).

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

E-mail Печать PDF

Школы здоровья — школы (клубы) для здоровых клиентов, лиц с факторами риска, для пациентов, страдающих тем или иным хроническим заболеванием. Ш. з. — организованная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Школы существуют в форме постоянно действующего интерактивного общения, предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.

В настоящее время при медицинских центрах функционируют "коронарные клубы", "школы больных сахарным диабетом", "школы больных астмой", "школы больных гипертонией" и др. Популярностью пользуются школы и для практически здоровой части населения. Школа общественного здравоохранения (school of public health) — организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, администраторов, журналистов и пр.) по проблемам общественного здравоохранения — в виде дополнительного последипломного образования. В учебных планах и программах таких школ (в том числе ведущей в России — Ш. О. З., функционирующей при

ММА им. И. М. Сеченова) широко представлена психологическая составляющая (разделы "Психология индивидульного здоровья", "Психология общественного здоровья", "Психология управления", "Психологическое сопровождение профессиональной деятельности менеджера здоровья", др.).

Н. Д. Творогова

ШКАРАТАН

E-mail Печать PDF

ШКАРАТАН Овсей Ирмович (р. 1931) - российский социолог. Окончил ЛГУ (1954). Кандидат исторических наук [1958, тема диссертации - "Изменения в составе фабрично-заводских рабочих Ленинграда (1917-1928)"]; доктор исторических наук (1968, тема диссертации - "Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР. 1917-1965"). Профессор прикладной социологии (1976).

Работал зав. сектором, главным научным сотрудником, руководителем научных направлений в институтах АН СССР и РАН, советником Правительства РФ (1992), членом коллегии Госкомитета РФ по национальной политике, вице-президентом Советской социологической ассоциации, вице-президентом Исследовательского Комитета по социологии регионального и городского развития Международной социологической ассоциации. Профессор МГУ.

В настоящее время - зав. кафедрой и руководитель направления экономической социологии ЛГУ - Высшей школы экономики, главный редактор научного журнала "Мир России", член ред. совета "International Journal of Urban and Regional Research".

Ш. принадлежит к числу инициаторов возрождения отечественной социологии в начале 1960-х.

Им впервые поставлены и разработаны вопросы о динамике социальной стратификации советского общества. Разработал концепцию социального воспроизводства и функций первичной территориальной общности в нем. Занимался историей и социологией труда, социальной организацией предприятия. Ш. явился одним из зачинателей этносоциологии. Ш. подготовлено более 30 кандидатов и 6 докторов наук.

В 1995 Ш. организовал отделение экономической социологии в Высшей школе экономики. Читал лекции в США, Франции, Испании, Польше, Болгарии.

Ш. - автор более 280 научных работ, в том числе: "Движение рабочей силы на промышленных предприятиях" (1965, соавтор); "Подбор и расстановка рабочих кадров на промышленном предприятии" (1968, соавтор); "Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР" (1970); "Город: методологические проблемы социального и экономического планирования" (1975); "Промышленное предприятие: социологические очерки" (1978); "Социальная организация советских промышленных предприятий" (1983, на японском яз.);

"Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда" (1985); "Этносоциальные проблемы города" (1986, соавтор); "НТР и национальные процессы" (1987, соавтор); "Новая власть в новой России" (1994); "Социальная стратификация" (1996, соавтор) и др.

ШКАЛА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ

E-mail Печать PDF

ШКАЛА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ - алгоритм присвоения объекту числа, отражающего наличие или степень выраженности у него некоторого свойства. Различают четыре основных типа Ш.И.: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов и шкала отношений.

Шкалы наименований и порядка позволяют отнести объект к одному из нескольких непересекающихся классов и называются "качественными".

Шкалы интервалов и отношений измеряют "количество" или степень выраженности у объекта некоторого свойства и называются "количественными". Шкала наименований (номинальная шкала) позволяет отнести объект к одному из нескольких классов, между которыми не установлено отношение порядка, т.е. классов, по отношению к которым не применяются сравнения типа "больше - меньше", "лучше - хуже" и т.п. По номинальным шкалам измеряются такие социологические показатели как пол, национальность или раса, цвет глаз, темперамент и т.п. При разработке номинальной шкалы составляется полный список классов, который нумеруется в произвольном порядке. При этом числа, представляющие номера классов, играют роль символов или "меток", к ним не могут применяться никакие арифметические операции.

Другими словами, на номинальной шкале определено только отношение тождества: объекты, отнесенные к одному классу, считаются тождественными, отнесенные к разным классам - не тождественными. Частным случаем номинальной шкалы является дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие у объекта некоторого свойства. Наличие качества принято обозначать числом "1", его отсутствие - числом "0". Шкала порядка предназначена для отнесения объекта к одному из непересекающихся классов, упорядоченных по некоторому критерию.

На шкале порядка, кроме отношения тождества, определено отношение порядка ("больше - меньше"). Таким образом, про объекты, отнесенные к разным классам, можно сказать, что у одного из них измеряемое свойство выражено сильнее, чем у другого, но при этом нельзя определить, насколько сильнее. Типичными примерами шкалы порядка являются образование, тип поселения, социальное положение, воинские звания и т.п.

При построении шкалы порядка классы нумеруются в порядке возрастания или убывания соответствующего признака. Арифметические операции над номерами классов не производятся.

Частным случаем шкалы порядка является ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут быть упорядочены по соответствующему критерию, либо когда порядок объектов более важен, чем точный результат измерения, - например, места, занятые на спортивных состязаниях. Ранговые шкалы используются также при изучении предпочтений, ценностных ориентаций, мотивов, установок и т.п.

Респонденту в этом случае предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию. Другим частным случаем шкалы порядка является оценочная шкала, с помощью которой свойства объекта или отношение респондента к чему-либо оценивается исходя из определенного количества баллов. Например, академическая успеваемость оценивается по 5-балльной шкале.

Оценочные шкалы часто рассматриваются как исключение из шкал порядка, так как предполагается, что между баллами на шкале существует примерно одинаковое расстояние. Например, предполагается, что "отличник" знает предмет настолько же лучше, чем "хорошист", насколько "хорошист" знает его лучше по сравнению с "троечником". Это свойство позволяет во многих случаях рассматривать оценочные шкалы как квазиинтервальные и использовать их соответствующим образом, например, вычислять средний балл по аттестату зрелости или определять среднюю успеваемость в классе.

Шкалы интервалов и отношений являются Ш.И. в прямом смысле этого слова.

Для них характерно наличие единицы измерения, позволяющей определить, насколько один объект больше или меньше, чем другой, по изучаемому критерию. Отличие между этими двумя типами шкал состоит в том, что шкала отношений обладает "объективным" нулем, не зависящим от произвола наблюдателя, который, как правило, соответствует полному отсутствию измеряемого качества у объекта. На шкале интервалов нуль устанавливается произвольно либо в соответствии с некоторыми традициями и договоренностью.

Так, возраст измеряется по шкале отношений, а летоисчисление - по шкале интервалов, хотя в обеих шкалах используется одинаковая единица измерения - год. На шкале интервалов, кроме отношений тождества и порядка, определено отношение разности: для любой пары объектов можно определить, на сколько (единиц измерения) один объект больше или меньше другого. Шкалы интервалов широко используются в психологических тестах и психометрии, методиках семантического дифференциала, других методах вторичных измерений. По шкалам отношений измеряются такие показатели, как рост, возраст, доходы, стаж работы, количество выкуриваемых сигарет и т.п. Для таких переменных определены не только отношения тождества, порядка и разности, но и отношение отношений, позволяющее определять, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

О.В. Терещенко

ШИФ

E-mail Печать PDF

ШИФ Жозефина Ильинична (1904—1978) — российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Д-р психологических наук (1968), профессор (1970).

Награждена орденом "Знак почета" (1954), была отмечена премиями АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического инта им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930—1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему "

;Развитие научных понятий у школьников" (1934). В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с "разгромом" педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934—1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 — Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941—1942 гг., находясь в эвакуации в г.

Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943—1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель — академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг.

Наряду с исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в

Городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. Основные труды: "Развитие научных понятий у школьников", М. — Л., 1935; "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками", М., 1954; "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей", М., 1968; "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", М., 1965, соавтор и ред.; "Психология глухих детей", М., 1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков.

Т.Ф. Костина

Страница 19 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135