Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

"ЭРИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА"

E-mail Печать PDF

"ЭРИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА" – трактат Шопенгауэра, предметом которого выступает "учение о свойственной человеку от природы страсти к спору". Автор разграничивает понятия "логика" и "диалектика". В его понимании логика предстает как наука о мышлении, т.е. применении чистого разума, диалектика – как искусство беседы, в процессе которой сообщаются факты, высказываются мнения. Предметность логики определяется формами предложений, предметность диалектики – материей, или содержанием знания.

При таком подходе логика конструируется a priori, без эмпирических составляющих. Диалектика как квинтэссенция общения, напротив, конструируется a posteriori. Согласно Шопенгауэру, индивидуумы как носители "чистых разумов" ("когитальных сознаний") должны были бы находиться между собой в согласии, о чем реальное межличностное общение не свидетельствует. Указывая на отклонения мышления как на разновидность индекса коммуникативного дискурса, автор "Э.Д." предвосхищает логико-коммуникативные исследования дискурсной практики.

Диалектика, согласно Шопенгауэру, не должна заниматься поиском объективной истины. Допущение обратного означало бы конституирование предметности логики. Проведение ложных положений означало бы установление софистического дискурса. Диалектика – это "искусство духовного фехтования", и только в таком толковании она может быть представлена как особая дисциплина.

Научная диалектика должна аккумулировать "нечестные уловки, применяемые в спорах, и проанализировать их для того, чтобы при серьезном споре тотчас же можно было заметить и уничтожить их". Одновременно Шопенгауэр утверждает, что "эристическая диалектика, это — искусство спорить, причем спорить таким образом, чтобы оставаться правым". В его понимании любой человек, "от природной испорченности человеческого рода", – существо тщеславное, обидчивое, особенно в вопросе о силе рассудка.

Поэтому сильное оппонирование, по мнению Шопенгауэра, предполагает отклонение от предмета полемики посредством смещения акцента на недостатки самого оппонента.

"Интерес к истине, который, по большей части, был все-таки единственным мотивом при утверждении мнимо-истинного тезиса, теперь уклоняется всецело в сторону интересов тщеславия; истинное должно казаться ложным, а ложное – истинным". Тематизируя спор в эпоху когитальной философии, тотального поиска условий абсолютной истины и всего лишь первых попыток утверждения трансцендентных cogito некогнитивных составляющих познания, Шопенгауэр вводит в эристический дискурс такие формы интенциональности как намерение, желание, страх и др.

В структуру спора, наряду с тезисом спора и способами и путями его опровержения ("ad rem" и "ad hominem", прямое и косвенное), он включает контекст спора ("что собственно происходит при споре"). Методологическим базисом эристики Шопенгауэра выступает его нравственная философия, основанная на тотальном пессимизме, который объясняется особенностями характера самого Шопенгауэра (высокая самооценка, непринятие компромиссов, противопоставление себя другим людям, не умеющим по достоинству оценить его возможности). Тем не менее, изложение Шопенгауэром в "Э.Д." эристических уловок, применяемых в спорах с коммуникантами-оппонентами, можно рассматривать как прообраз современной ситуационной семантики с ее базисными понятиями ситуации, события и установки, а также праксеологии и теории решений с их основными матрицами следствий, полезности и вероятности.

С.В. Воробьева

"ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

E-mail Печать PDF

"ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" (Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 100 с.) - коллективная монография, в которой рассматриваются ключевые проблемы организации и проведения электоральных социологических исследований в условиях поставторитарного транзита. Предложенный в книге материал является промежуточным итогом работы исследовательского коллектива Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета над теоретико-методологическими проблемами социологического изучения электорального поведения и одновременно обобщением многолетнего опыта практической деятельности в данной области. При изложении авторы (Д.Г. Ротман - см., А.А. Тарнавский, И.В.

Левицкая, О.В. Иванюто, В.В. Правдивец, Н.П. Веремеева, И.Ф. Ухванова-Шмыгова, Н.Я. Голубкова, В.Н. Казаков) ориентировались на аудиторию, не обладающую специальной социологической подготовкой, что, фактически, позволило создать практическое руководство по социологическому сопровождению выборов, в котором в доступной форме отражены сущность и содержание основных этапов электорального исследования, рекомендованы конкретные методы его организации и проведения в различных условиях, предложены наиболее эффективные методические приемы построения инструментария и анализа информации.

Разработка проблемы методического обеспечения электоральных социологических исследований на постсоветском пространстве была впервые инициирована Д.Г. Ротманом (Ротман Д.Г. Электоральные исследования: сущность и технология // Социс. 1998. № 9) и далее продолжалась в

Центре социологических и политических исследований Белгосуниверситета при участии А.А. Тарнавского, И.В. Левицкой и др. Результаты изучения вопросов методического обеспечения электоральных социологических исследований отражены в ряде публикаций: Ротман Д.Г., Дуб Е.Г., Тарнавский А.А. Некоторые аспекты прогнозирования электорального поведения // Социология. 1998. № 3; Ротман Д.Г., Дмитриев Е.И. Рейтинговые замеры: сущность и проблемы применения // Социология. 1998. № 2; Ротман Д.Г. Общественно-политическая и экономическая ситуация в стране: методические подходы к анализу результатов исследования // Социология. 1999. № 2; Политика, выборы и электоральное поведение (методология оперативного социологического исследования) / А.Н. Елсуков, Д.Г. Ротман, Д.К. Безнюк и др.; Под ред. А.Н. Елсукова, Д.Г.Ротмана. Мн.: БГУ, 2000; Ротман Д.Г., Тарнавский А.А. Использование аналитических моделей в электоральных исследованиях // Социология. 2001. № 2; Левицкая И.В., Ротман Д.Г., Тарнавский А.А. Электоральные социологические исследования: особенности организации и проведения // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта. Т. 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Сацыялогiя. Фiласофiя. Мн.: БДУ, 2001; Ротман Д.Г., Тарнавский А.А. Как сделать социологические исследования зеркалом общественного мнения? // Веснiк Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта. Серыя 3. 2001. № 3. С. 77-84.

>Большинство оригинальных идей и методических подходов, выдвинутых авторами в 1998-2001, и были объединены в монографии "Э.С.И.".

Потребность в подобном издании назрела уже давно, поскольку после распада СССР политическая жизнь на постсоветском пространстве резко активизировалась: на территории СНГ выборы идут практически непрерывно, в то время как квалифицированных специалистов по социологическому обеспечению избирательных кампаний до сих пор хронически не хватает. Люди, на волне демократических перемен оказавшиеся вовлеченными в этот сегмент рынка социологических услуг, нередко приходят из сфер, имеющих с социологией мало общего, поэтому вынуждены заниматься самообразованием, что естественно повышает спрос на соответствующую литературу. Однако большинство изданий, посвященных проблематике организации и проведения социологических исследований, основное внимание уделяют теоретическим вопросам, в то время как интерес аудитории сосредоточен в первую очередь на проблемах сугубо практического характера. С этой точки зрения монография "Э.С.И." выгодно отличается своей практической направленностью. Логика изложения строго подчинена инструментальным принципам: вначале характеризуются электоральные исследования как отрасль прикладной социологии, выделяются его основные фазы, анализируется их содержание, далее авторы последовательно рассматривают принципы построения выборки и знакомят читателя с наиболее часто используемыми методами исследования - интервью (классическое, глубинное, фокусированное), анализ документов, наблюдение.

Каждый раздел дает четкое представление о сущности метода, преимуществах и недостатках его использования, и, главное - предоставляются примеры реального инструментария, рассматриваются способы организации и анализа данных, кроме того, авторы не обошли вниманием этические проблемы проведения социологических исследований, которые особенно остро проявляются в период обеспечения избирательной кампании, что позволяет создать комплексное представление об электоральных социологических исследованиях и избежать многих ошибок в ходе их организации и проведения.

В.Л. Абушенко

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ"

E-mail Печать PDF

"Экономическая социология" - комплекс учебных изданий: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. (Москва - Минск, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум / Под ред. Г.Н. Соколовой. (Минск, 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авт.-сост.: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. (Минск, 2000, 2001).

>Цель создания комплекса учебных изданий по экономической социологии - обеспечить, на основе многолетнего научно-исследовательского и преподавательского опыта авторов, потребность высших учебных заведений в универсальном цикле пособий, способном качественно повысить эффективность подготовки студентов - будущих экономистов, социологов, менеджеров, финансистов - в области экономической социологии. Поставленная цель достигается за счет реализации авторами учебного комплекса ряда взаимосвязанных задач. Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории.

Практикум формирует у студентов навыки анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами. Хрестоматия приобщает будущих специалистов к богатому творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли, передавая студентам тщательно отобранный опыт хозяйственного развития различных социально-экономических систем в удобном для усвоения виде. Использование учебника, практикума и хрестоматии в учебном процессе позволяет сформировать и закрепить в сознании выпускников вузов глубокое и всестороннее представление о теории и практике экономической социологии, которое выступает одним из непременных условий успешности их будущей профессиональной деятельности.

>Комплекс учебных изданий является целостным как по своему содержанию, так и по оформлению. Все компоненты комплекса имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь, позволяющий использовать их в качестве учебника и двух учебных пособий для студентов социологических и экономических специальностей высших учебных заведений. Прототипом комплекса выступает первый в Содружестве Независимых Государств учебник для вузов Г.Н. Соколовой "Экономическая социология" (Минск, 1998), который получил высокую оценку преподавателей и студентов и оказался востребованным как в Беларуси, так и в России.

>Первый компонент настоящего учебного комплекса остается единственным учебником по курсу экономической социологии в СНГ. Он состоит из двух разделов: исторического и теоретико-методологического. В историческом разделе рассматриваются классический этап становления экономической социологии, основные социологические концепции западных экономических школ в 1950-е, 1970-е и 1990-е, основные этапы становления отечественной экономической социологии.

В теоретико-методологическом разделе обоснована логика развития экономической социологии как специальной социологической теории. Раскрыта система основных понятий: экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы и социальные стереотипы, экономическое поведение, экономическая культура, социальные механизмы регулирования экономических процессов. Рассмотрены социально-экономические законы разделения труда, перемены труда, конкуренции и др.

Учебник насыщен богатым фактологическим материалом исследований, проводимых под руководством автора в режиме социологического мониторинга. В него включен словарь важнейших терминов, составленный на базе Оксфордского словаря социологии.

Практикум по экономической социологии представляет собой первый отечественный опыт сопровождения учебника по экономической социологии сборником практических упражнений. Он содержит 12 основных тем, связанных с соответствующими темами учебника.

Основные понятия рассматриваются в виде социологических моделей, содержащих социальные механизмы регулирования описываемых этими моделями явлений и процессов. Данный подход позволил предмет науки экономической социологии - социальные механизмы регулирования экономических отношений - сделать предметом рассмотрения в каждом разделе практикума.

Принципы системного подхода при анализе явлений и процессов, описываемых основными понятиями экономической социологии, дают возможность научить студентов работать с понятийным аппаратом теории и применять его в конкретных социологических исследованиях с целью решения прикладных социально-экономических задач. Активное привлечение материалов мониторинговых исследований, проводимых в течение многих лет под научным руководством Г.Н. Соколовой, делает содержание практикума внутренне цельным и информационно насыщенным.

Хрестоматия по экономической социологии содержит оригинальные тексты выдающихся мыслителей-социологов, организованные в соответствии с авторским введением-лоцией в следующую структуру: классический этап становления экономической социологии (А. Смит, К.

Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен); основные социологические концепции западных экономических школ (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Эрхард, Ф. Хайек, Н. Смелсер, Р. Сведберг, М. Грановеттер, П. Хейне, Р. Кравчик); основные этапы становления отечественной экономической социологии (Н.И. Бухарин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев, В.И. Верховин). Специальный раздел посвящен социально-экономическим концепциям социалистов-утопистов как альтернативе капиталистического способа производства (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Каждому тексту предпослан краткий биографический очерк, раскрывающий вклад того или иного ученого в развитие экономической социологии.

Инновационность или ее отдельные элементы присутствуют во всех компонентах комплекса.

Так, впервые в качестве предмета экономической социологии рассмотрен социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Проанализирована природа различных социальных механизмов в рамках методологических подходов К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена; впервые раскрыто содержание понятия конкурентоспособности субъекта рабочей силы на рынке труда; по-новому раскрывается роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта; разработан социологический подход к трактовке понятий "экономическое сознание", "экономическое мышление", "экономическое поведение"; рассмотрены природа и особенности функционирования социального стереотипа как фактора изменения экономического мышления, введено в научный оборот и проанализировано понятие "эффект стереотипизации" в обществе.

>Таким образом, в учебнике разработан и систематизирован категориальный аппарат экономической социологии, впервые представленный в своей целостности и взаимосвязи. При этом эмпирическая база, формируемая авторскими исследованиями, позволяет как бы "подпитывать" теорию и давать реальное приращение научного знания. Например, в ходе социологического мониторинга "Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда" эмпирически выявлена роль стратегических и тактических социальных механизмов в этом процессе, а в ходе социологического мониторинга "Оценка реального уровня занятости, незанятости и безработицы" проанализированы состояние и реальные возможности социальных механизмов в регуляции этих явлений в условиях переходного периода.

>Инновационность практикума заключается в прин-ципиально новом способе представления учебного материала в соответствии с концепцией непрерывного образования.

Структура каждого из разделов практикума позволяет студентам вначале воспроизвести основное содержание темы учебника, затем познакомиться с принципами социологического моделирования социально-экономического феномена, являющегося предметом рассмотрения в разделе и, наконец, "проиграть" созданную модель на статистических или эмпирических данных. Подобная организация пособия позволяет студентам глубоко усвоить учебный материал на основе его логического осмысления и практического освоения.

>Основные понятия экономической социологии рассматриваются в виде социологических моделей-конструктов, а системный подход к исследованию данных моделей позволяет раскрывать содержание социальных механизмов, регулирующих рассматриваемые процессы.

Насыщенность практикума целенаправленно отобранными статистическими материалами, а также данными, полученными в ходе авторских исследований, во-первых, позволяют использовать социологические модели как инструмент для работы в реальном информационном поле, а во-вторых, придает изданию самостоятельную ценность именно в качестве учебного пособия для проведения семинарских и практических занятий. Практикум сопровождается кратким терминологическим словарем и типовой программой учебного курса "Экономическая социология".

>Инновационность хрестоматии состоит в том, что самой логикой подбора оригинальных текстов, обозначенной во введении-лоции, обосновывается закономерность рассмотрения экономического поведения в качестве предмета исследования в периоды стабильного развития общества и социального механизма экономических процессов в качестве предмета исследования в периоды трансформаций, когда экономическое поведение становится следствием изменения структуры взаимодействия социальных субъектов. В хрестоматии впервые представлены труды современных зарубежных экономических социологов Р. Сведберга (см.) и М. Грановеттера в авторском переводе Г.Н. Соколовой.

Важная особенность комплекса - сопоставительно-дискурсивное изложение курса экономической социологии. Основные вопросы освещаются исходя из различных точек зрения и разных теоретических концепций, что побуждает студентов к размышлению, требует определенной критичности и самостоятельности при осмыслении учебного материала и содействует развитию у будущих специалистов культуры социологического анализа экономических явлений и процессов.

>Содержательная целостность комплекса обусловлена наличием научной школы в области экономической социологии профессора Г.Н. Соколовой, изложившей авторскую версию специальной социологической теории в своей научной монографии "Экономическая социология" (Минск, 1995). Накопленный опыт кооперации усилий лидера научной школы и учеников использован и приумножен в процессе создания настоящего комплекса учебных изданий. Так, глава 14 учебника "Экономическая культура как регулятор экономического поведения хозяйствующего субъекта" написана Г.Н.

Со-коловой в соавторстве с О.В. Кобяком, который построил социологическую модель, позволяющую анализировать экономическую культуру как социальный механизм, регулирующий экономическое поведение субъекта. Глава 6 учебника "Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции" написана в соавторстве с А.Б. Александровой, которая обосновала и построила социологическую модель конкурентоспособности работника на рынке труда.

Таким образом, комплекс учебных изданий по экономической социологии (Учебник.

Практикум. Хрестоматия) является первым и пока единственным в Республике Беларусь и странах СНГ опытом активного обучения основам данной науки; отличается теоретико-инновационной фундаментальностью и глубоким раскрытием принципов социологического анализа; повышает эффективность подготовки студентов в области усвоения теоретических знаний и приобретении практических навыков работы с социальными механизмами, регулирующими протекание экономических процессов в обществе. В заключение отметим, что созданный авторами комплекс является основной литературой по экономической социологии, используемой в Белорусском государственном университете, Международном гуманитарно-экономическом институте, Институте управления и предпринимательства.

Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк

ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОСТИ

E-mail Печать PDF

ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОСТИ - феномен, возникающий, когда поглощенное референтом означаемое становится означающим понятия "реализм". Когда "реальность", будучи изгнанной из реалистического высказывания как денотативное означаемое, входит в него как означаемое конотативное.

Достаточно признать, что некоторые элементы высказывания непосредственно отсылают к реальности, как они сразу начинают означать ее. К ним относятся "повествовательные излишества" "ненужные детали" и "конкретные детали", которые возникают при прямой смычке референта с означающим. Из знака исключается означаемое, а вместе с ним и возможность разработать форму означаемого. Э.Р. является основой скрытого правдоподобия, его сущность не в соблюдении "законов жанра" или даже в их видимости, а в стремлении нарушить трехчленную природу знака, сделать так, чтобы предмет встречался со своим выражением без посредников. Проблема Э.Р. детально рассмотрена в работе Р. Барта "Эффект реальности" (1968).

А.Д. Криволап

ЭФФЕКТ МЕДИА

E-mail Печать PDF

ЭФФЕКТ МЕДИА - феномен, связанный с изменениями в поведении людей, которые напрямую зависят от информации, полученной из массмедиа. Разработаны различные теории понимания Э.М., влияния массмедиа на социум: социального обучения, культивации, селективного процесса и др., в рамках которых Э.М. понимается как копирование людьми образцов поведения и социальных норм, с которым они соприкоснулись в текстах массмедиа. С помощью Э.М. объясняют увеличение различных проявлений антисоциального поведения среди членов аудитории медиа.

Между содержанием медиа и антисоциальным поведением пытаются найти причинно-следственные связи. Серия экспериментов "Куклы" социального психолога А. Бандуры (Bandura) являются одним из объяснений того, как имитация насилия в медиа становится причиной роста насилия в социуме и иллюстрацией того, как работает Э.М. Однако прямой зависимости здесь не найдено и редуцирование Э.М. к слепому копированию людьми поведения - некорректно.

При этом существует реальная опасность того, что все факты насилия, равно как и дискриминации в социуме, будут объясняться присутствием подобного в массмедиа. В этом случае подход к Э.М. исходит от обратного: начиная от массмедиа и затем выстраивая связи к индивидам и социуму, игнорируя социально-культурные предпосылки и условия для существования массмедиа.

А.Д. Криволап

Страница 3 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135