Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) — русский философ и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России, в которой доказывал, что знание является переживанием, сравнимым с другими переживаниями. Д-р философии (1907), профессор Петербургского ун-та (1916).

В юности увлекался атеистическими и революционными идеями. После исключения из гимназии учился в Берне (Швейцария). В 1891 г. вернулся в Россию. Окончив физико-математический и историко-филологический фак-ты Петербургского ун-та (1898), был оставлен при нем для подготовки к профессуре.

В этот период (с 1898) прошел стажировку в различных ун-тах Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Вундта, В. Виндельбанда, Г. Мюллера и многих др. философов и психологов. С 1900 г. — приват-доцент ун-та. В 1903 г. получил степень магистра философии и в 1907 г. — степень д-ра философии. В 1912 г. совместно с Э.Л. Радловым организовал издание серии непериодических сборников ("Новые идеи в философии") и принимал участие в их редактировании. С 1916 г. — экстраординарный профессор Петроградского ун-та. В 1921 г. как "идеалист" был уволен из ун-та.

В 1922 подвергся аресту и принудительной высылке из России. С 1922 г. — в эмиграции в Чехословакии, где работал в Русском и др. ун-тах Праги, Брно и Братиславы. Профессор Братиславского ун-та (1942). В 1920—30-х гг. принимал активное участие в работе "Русского психиатрического кружка в Праге", которым руководил пионер российского психоанализа Н.Е. Осипов. После смерти Н.Е. Осипова (1934) был одним из ред. книги "Жизнь и смерть. Памяти доктора Н.Е. Осипова" (1935, Прага), в которой опубликовал статью "Н.Е. Осипов как философ". Впоследствии охарактеризовал философское творчество Н.Е.

Осипова в книге "История русской философии" (1951). В 1945 г. переехал во Францию. С 1946 г. жил и работал в США. С 1947 г. был профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

Исследовал комплекс фундаментальных проблем философии, которую понимал как "науку о мире как целом", призванной "установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем". Особое внимание уделил изучению вопросов гносеологии, онтологии, антропологии, аксиологии, этики, эстетики, истории русской и мировой философии.

Предложил понимание интуиции как непосредственного сознания субъектом процессов внутренней и внешней жизни. Разработал теорию гносеологической координации, утверждавшей, что объект познания как целое скоординирован с познающей личностью во всей целостности ее. Создал концепцию множественности субстанций.

Исследовал и развивал учение о перевоплощении. Считал, что общество "социальной справедливости" должно основываться на различных формах собственности. В качестве цели государства признавал обеспечение всех членов общества материальными и духовными условиями. Осуждал попытки социальных реформаторов решать общественные проблемы одним махом.

Настаивал на целесообразности эволюционного пути развития человека и общества.

Автор книг "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903; "Обоснование интуитивизма", 1906; "Нравственная личность Толстого", 1911; "Введение в философию", 1911; "Интуитивная философия Бергсона", 1914; "Мир как органическое целое", 1917; "Основные вопросы гносеологии", 1919; "Современный витализм", 1922; "О единстве церкви. Проблемы русского религиозного сознания", 1923; "Свобода воли", 1927; "Типы мировоззрений. Введение в метафизику", 1931; "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция", 1938; "Условия абсолютного добра. Основы этики", 1949; "Характер русского народа", 1957; "Воспоминания. Жизнь и философский путь", 1968; и др.

В.И. Овчаренко